понедельник, 25 апреля 2011
Не спешите пугаться. Психологические термины тут будут, но я постараюсь говорить на нормальном языке. Я давно хотел поднять эту тему, волнующую мое поколение. Тема конфронтации с данностью существования. Или как там выражались философы "Что есть бытие?". Мы часто рефлексируем, при чем не поверхностно, а глубоко, чего мы не делали в подростковом возрасте: глубоко размышляем о своей ситуации в мире, о своем бытии, границах и возможностях. Принято считать, что такую рефлексию запускает экстремальный опыт,то есть события (положительное или отрицательное), оказавшие сильное воздействие и вызвавшее переживания. Но я считаю,что для каждого отдельного человека есть свое "внутреннее время", когда настает пора задаваться такими вопросами, и это время может совпадать или не совпадать с мирским.
для самых любознательных)Выделяют четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.
Смерть
Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность - смерть. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас "смертельным" ужасом. Говоря словами Спинозы, "все сущее стремится продолжать свое существование"; противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить - это центральный экзистенциальный конфликт. Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение. Смерть есть условие, дающее нам возможность жить подлинной жизнью. Конфронтация с личной смертью (моей смертью) - это ни с чем не сравнимая пограничная ситуация, способная вызвать значительное изменение стиля и характера жизни индивида в мире. Физически смерть разрушает человека, но осознание смерти может спасти его. Смерть действует как катализатор перехода из одного состояния бытия в другое, более высокое - из состояния, в котором мы задаемся вопросом о том, каковы вещи, в состояние потрясенности тем, что они есть. Осознавание смерти выводит нас из поглощенности тривиальным, придавая жизни глубину, остроту и совершенно иную перспективу. Смерть - событие столь грандиозной важности, что при правильном отношении конфронтация с ней может привести к изменению жизненной перспективы и явиться стимулом к подлинному погружению в жизнь. Страх смерти составляет первичный источник тревоги, присутствует уже на ранней стадии жизни, влияет на формирование структуры характера и в течение жизни продолжает порождать тревогу, являющуюся, в свою очередь, причиной как явного психологического неблагополучия, так и возникновения психологических защит.
Свобода
Другая конечная данность, значительно менее очевидная, это свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле "свобода" - это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир - иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения "свобода" подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами - ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.
Одиночество
Третья конечная данность - изоляция или одиночество. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий, и от мира, - скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
Бессмысленность
Четвертая конечная данность существования - бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущим смысла существом, брошенным в бессмысленный мир.
Как существо, нуждающееся в смысле, находит смысл во вселенной, не имеющей смысла? Ответ - он его конституирует, то есть создает сам.Я написал это, поскольку часто задумываюсь о полезности себя в этом мире, о том, сколько я сделал и не сделал, о том, что мог бы сделать, и что не успел уже. О том, скольким людям я по-настоящему дорог,сколько путей связал со своей дорогой. Ответ кажется таким глубоким. Но на деле он лежит на ладони.
@темы:
словоблудство,
ныть не стану - не лидерское это дело,
непередаваемая жестикуляция харизмой,
последнее китайское предупреждение